ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СУБЪЕКТОВ РФ, УПРАВЛЕНИЙ РОСПРИРОДНАДЗОРА

В последние годы в области охраны окружающей среды сложилась уникальная ситуация:

Во-первых, в связи с постоянной реорганизацией Федеральных органов управления в области охраны окружающей среды, передачей полномочий из одного Федерального органа в другой, полностью потеряна связь между нормативными документами, которые каждое ведомство подвергало ревизии и переизданию.

Во-вторых, если в области охраны атмосферного воздуха ситуация более менее прослеживается на какое то упорядочение (хотя до настоящего времени никак не могут перейти на динамическое нормирование от сводных томов ПДВ), на введение цивилизованных систем управления, включая последний Приказ МПР РФ от 20 мая 2010 года №173 по поквартальному нормированию по каждому источнику выброса и каждому ЗВ, с привязкой к квартальному расчету платы по Приказу №204 (в редакции №182) по каждому источнику с выходом на внедрение наилучших технологий, то в области регулирования по обращению с отходами, кто готовил и выпускал приказы, такие как №30, №49, №50, запутались как сами, так и запутали юридических лиц, запутались как в терминах, так и в том, что приказы не связаны с предшествующими нормативно-правовыми документами, например, с №703, ФЗ-89, хотели как лучше, получилось как всегда, http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=118404

В-третьих, с момента реорганизации Госкомэкологии, министерства и ведомства правоприемники Госкомэкологии прекратили проведение обучения сотрудников, занимающихся нормированием в области охраны окружающей среды, не говоря уж о юридичеких лицах, все стали работать по понятиям.

В-четвертых, во всех нормативно-правовых документах, в которых приведены формы разрешений, формы лимитов, отсутствуют указания по их заполнению. Поэтому, естественно, каждый сотрудник Ростехнадзора, Росприроднадзора применял и применяет их по своему усмотрению, кто как понимает, что несет под собой коррупционную составляющую.

В-пятых, вся система охраны окружающей среды в РФ на уровне Федеральных органов управления функционирует по понятиям. Нормирование по воздуху производится без сводных томов ПДВ, локальная система координат не связана с системой координат города. Если просуммировать выданные Ростехнадзором, Росприроднадзором лимиты на размещение отходов на конкретный полигон, то полигон не сможет вместить данное количество отходов.

В-шестых, введение системы отчетности для малого и среднего предпринимательства является высшим подтверждением, что в области обращения с отходами, те, кто готовил данные документы полностью запутались в предшествующих нормативно-правовых документах, в административных регламентах, "забыв" "открыть глаза малому и среднему предпринимательству", что после сдачи отчетности по приказам №30, №50, в соответствии Федеральным законом от 24 июня 1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" представителю малого и среднего предпринимательства необходимо написать "Заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" и получить "бумажку", оформленную в соответствии с приложением к Приказу №50 под названием "Примерный образец документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение". В противном случае, не имея на руках "бумажки", субъект малого и среднего предпринимательства не сможет произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Приказом №204 (в редакции №182), а будет платить пятикратку в соответствии со сданной отчетностью и в соответствии с требованиями Постановления Правительства №632, т. е. сразу поставили в рамки плательщика как не имеющего на "руках" документа в соответствии с Постановлением Правительства – "п.5 В случае отсутствия у природопользователя, оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная." При этом, "забыли" указать и объяснить, каким образом, из количества отходов, направленных на объекты хранения субъект малого и среднего предпринимательства сможет продекларировать предельное накопление отходов на объектах хранения и за что в данном случае он должен платить, "забыли". Мы думаем, что не забыли, а "специально" предусмотрели, чтобы юридическое лицо, субъект малого и среднего предпринимательства, выполнив Приказ №30, сдав отчетность, выполняет Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010г. №49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 июня 2010г. Регистрационный №17520), продекларирует объекты хранения отходов, укажет в п. 9 "Характеристика объекта размещения отходов (ОРО) …… по результатам инвентаризации, проведенной в 20__ году": вместимость ОРО, м3(т); Объем и (или) масса отходов, планируемых к размещению и вот оно предельное накопление - "Объем и (или) масса отходов, планируемых к размещению" и будет тем предельным количеством отходов, количество которых в соответствии с СанПиН разрешено накапливать в объектах хранения и количество которых должны быть указаны как лимит на хранение и внесены в графу 17 "Примерный образец документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", приведенного в приложении к Приказу №50. Как умно все продумано!!! Малый, средний бизнес сдает отчетность по Приказу №30, сдает данные по объектам хранения в соответствии с Приказом №49 и вот она лимитная составляющая на объекты хранения для установления лимита на размещение на объектах хранения, а количество отходов, направленных на объекты хранения в течении года с вычетом величины предельного накопления и вот она сверхлимитка.


Мы не акцентируемся на том, что во многих субъектах Российской Федерации, органами Ростехнадзора юридическим лицам были согласованы паспорта отходов на несуществующие коды ФККО, на то, что кодировка в ФККО не соответствует Базельской конвенции, что во многих паспортах на отходы указан химический состав, а не компонентный, что лаборатории, поводившие анализы, не аккредитованы на определение компонентного состава отходов, в связи с отсутствием методов пробоотбора отходов, методов пробоподготовки отобранных отходов, методов определения компонентного (а не химического состава) отходов, отсутствием данных методов в паспортах на аккредитацию лабораторий.

Хотели как лучше (http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=117968) получается как всегда http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=118037, http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=118298

При информационно-технологическом сопровождении (ИТС) вертикально-интегрированной системы лицензирования в области обращения с опасными отходами МПР РФ Блок "Лицензирование" ПК ГИАС "Экобезопасность" (Государственный контракт МПР России с НПП "Авиаинструмент" от 28.10.2002г. "Разработка информационной системы управления в области лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами" в рамках ФЦП "Национальная технологическая база" по базовому проекту: "Разработка 1 очереди Единой информационной системы природопользования и охраны окружающей среды (ЕИСП), включая создание информационной системы мониторинга природопользования и охраны окружающей среды") когда территориальные органы управления ведя базу данных, подчеркиваем – базу данных, а не бумагу, в текущем режиме времени передавали всю информацию в XML формате по выдаче лицензий с первичными данными по компонентному составу отходов в МПР РФ с выводом информации в Ситуационный центр МПР РФ, мы имели честь видеть "компонентный" состав отхода нержавеющей стали 12Х18Н10Т, определенный лабораториями методом КХА, с 3 классом опасности для окружающей природной среды, рассчитанный с применением Приказа №511!!!

В связи с прозрачностью всей информации по лицензированию в области обращения с опасными отходами по всей информационной вертикали начиная от юридического лица базы данных по лицензированию при передаче полномочий из МПР РФ в Ростехнадзор, МПР РФ не передало. В том числе не была передана и вертикально-интегрированная информационная система Блок "Лицензирование" ПК ГИАС "Экобезопасность", разработанная нами по Госзаказу и установленная во всех территориальных органах управления МПР РФ. Очевидно, невыгодно иметь достоверную информацию в текущем режиме времени по лицензированию по всей информационной вертикали, особенно с информацией по компонентному составу отходов (например, нержавеющей стали 12Х18Н10Т с 3 классом опасности для ОПС) с выводом на экран Ситуационного центра МПР РФ.

В рамках информационно-технологического сопровождения ПК "Русь", ПК "ГИАС", нам приходилось и приходится постоянно проводить правовой ликбез, как юридических лиц, так и сотрудников Ростехнадзора, Росприроднадзора по выполнению нормативно-правовых документов (просто их не читают).

К сожалению, во многих Росприроднадзорах пришли новые люди, которые по настоящее время не знают нормативно-правовые документы, до настоящего времени при выдаче лимитов на размещение отходов складывают лимит на хранение (т) с лимитом на захоронение (т/год), делят на 4 заявленный выброс ЗВ в атмосферный воздух, без учета нестационарки, рассчитывают и принимают расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением различных Excel планшетов в которых лимит на хранение делят на количество дней в году, выдают лимиты в которых в графе 16 формы лимита ничего не указывают, хотя в соответствии с заявкой юридического лица на размещение отходов (Приказ №703) указывается предельное накопление отходов на объектах хранения (размещения), т.е. государство недополучает доходы от невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, что несет под собой коррупционную составляющую.

В ближайшее время произойдет изменение Федеральных законов, в том числе передача полномочий по выдаче лимитов на размещение отходов производства и потребления хозяйствующим субъектам, не попавших в список объектов Федерального контроля, субъекту РФ. В этот список попадают и субъекты малого и среднего предпринимательства, что еще на порядок усложнит систему нормирования, выдачи разрешений, установление нормативов и лимитов на размещение отходов.


В связи с планируемым изменением Федеральных законов, ужесточаются экономические санкции в области негативного воздействия на окружающую среду, за использование "грязных" технологий, за предоставление недостоверной информации, вводится экономическое "принуждение" к применению наилучших технологий.


МЫ ПОСТОЯННО ОБЪЯСНЯЕМ, ЧТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЕ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАЖДАНСКИМ КОДЕКСОМ РФ ОТ 26.01.1996Г. №14-ФЗ (СТ.1065) НЕСЕТ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, СУБЪЕКТ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

НИ ОДНА СТОРОННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ОКАЗЫВАЮЩАЯ "УСЛУГИ" ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ, РАСЧЕТУ ПЛАТЫ, СОСТАВЛЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ ОТЧЕТОВ, ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМ 2-ТП, ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ НЕСЕТ.


В настоящее время, как мы указывали выше, вся система охраны окружающей среды, вся система нормирования свелась к "СИБУРДЕ", к "массовке" - "расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду", сдаче 2 ТП (воздух), 2 ТП (отходы), сдаче отчетности малым и средним предпринимательством.


Но при этом, все кто занимается расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду, проверяет расчет за НВОС, разрабатывает разные программы, программульки по расчету платы за НВОС, необходимо прежде всего хотя бы изучить Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003г. №344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (с изменениями от 1 июля 2005г., 8 января 2009г.), научиться хотя бы, по минимому, применять коэффициент 0,3, научиться умножать или не умножать сверхлимитку на 0,3, ну хотя бы на худой счет, хотя бы прочитать примечание к "Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления", Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 мая 2008г. №04-09/699. Мы здесь уже и не напоминаем о том, чтобы юридические лица, сотрудники ряда Ростехнадзоров, Росприроднадзоров, хотя бы один раз взяли калькулятор, сложили содержание компонентов отхода (подчеркиваем, компонентов, а не элементов Периодической таблицы Менделеева) и убедились, что компонентный (не элементный) состав отхода, указанный в паспорте на отход, равен 100%, а не 120% или 95%, посмотрели есть или нет код ФККО, который указан в исходных данных об отходе, в свидетельстве о классе опасности, в паспорте отхода на соответствие нормативно-правовым документам.

Про биотестировании мы даже не говорим, а что касается нормирования выбросов от сводных томов ПДВ с учетом Приказа №173 с поквартальным нормированием по каждому источнику, каждому ЗВ с выходом на "принуждение" к использованию наилучших технологий, ликвидации "грязных" производств, с поквартальным расчетом платы по каждому источнику, каждому ЗВ с учетом нестационарки (Приказ МПР РФ от 20 мая 2010 года №173, http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=118404), установления лимитов на захоронение с учетом возможности принятия полигоном конкретных видов отходов в соответствии с СанП и Н 2.1.7.1322-03, СП 2.1.7.1038-01, СанПиН 2.1.7.722 - 98, для сотрудников Росприроднадзора - это решение задачи по квантовой механике.

Поэтому, естественно, проще заниматься "массовкой", применять нормативно-правовые документы кто как понимает, ну и естественно, выдав разрешение, установив лимит, "проверить" их выполнение в соответствии со своим пониманием нормативно-правовых документов – "все в одном стакане".


При этом, для принятия расчетов платы за НВОС, проверки расчета "создана" целая "система" принятия ежеквартальных расчетов за НВОС, "проверки" расчетов платы за НВОС (в ряде субъектов продолжается использование структур ЦЛАТИ, цель работы которых это извлечение прибыли), использование различных программ, программулек, программ расчетов за НВОС в режиме "онлайн", "расчетов платы за НВОС", сдача расчетов платы с применением электронной цифровой подписи через различные структуры, не имеющие отношения к Федеральным органам управления.

В ряде программных продуктов, используемых Росприроднадзорами ряда управлений по субъектам РФ декларируется, например (http://www.airsoft-bit.ru/index.php/programecologs/112-maket-vvoda):

"Автоматическая регистрация объектов НВОС при импорте исполненных платежей от УФК и при приеме и регистрации Расчета платы за НВОС. В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005г. №867."

Т.е., как утверждается, из файлов УФК, расчета платы за НВОС (Приказ №182) при присвоении регистрационного номера "извлекаются" данные в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005г. №867, а именно:

  • Приказ №867 п.7 - тип объекта адрес местонахождения стационарного адрес регистрации передвижного код административно-территориального образования количество источников выбросов количество источников сбросов количество мест хранения и захоронения отходов полное наименование хозяйствующего субъекта; адрес места нахождения юридического лица коды видов экономической деятельности идентификационный номер !!!!,
  • Приказ №867 п.8 - координаты источника в соответствии с ситуационным планом (картой - схемой) !!!!!;
  • заполнением Приложения 3.!!!!!

Также при этом декларируется, что по расчетам платы за НВОС автоматически формируются формы 2-ТП, - "Автоматическое формирование форм 2-ТП по Расчетам платы за НОВС. Даная функция используется для проверки плательщиков путем сопоставления масс загрязняющих веществ и отходов, указанных в Расчетах платы за НВОС и в формах 2-ТП (http://www.airsoft-bit.ru/index.php/programecologs/112-maket-vvoda), т.е. из расчета платы "умудряются" сформировать 2-ТП:

  • форма 2-ТП (отходы) Постановление Федеральной службы государственной статистики от 30 декабря 2004г. №157,
  • 2-ТП (воздух) Приказ Федеральной службы государственной статистики от 17 сентября 2010г. №319,
  • 2-ТП (водхоз) Приказ Федеральной службы государственной статистики от 19 октября 2009г. №230 !!!!!!

В связи с тем, что рядом Росприроднадзоров также декларируется при использовании программных продуктов (http://www.airsoft-bit.ru/index.php/programecologs/112-maket-vvoda) ведение архивов расчетов платы за НВОС, Паспортов опасных отходов, исходных данных по отходам, выданных паспортов опасных отходов. Это является положительным моментом:

  • "Ведение архива электронных копий документов, связанных с объектами НВОС (проекты нормативов ПДВ, карты-схемы, разрешения, лицензии и др.).
  • Регистрация Расчета платы за НВОС с четырьмя уровнями детализации Расчета: по плательщику в целом, по каждому объекту, по нормам, лимитам и сверхлимитам и по каждому загрязняющему веществу и отходу.
  • Ведение исходных данных по отходу. Реализовано в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007г. №570.
  • Выдача свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды. Реализовано в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007г. №570 и Приказом МПР РФ от 15.06.2001г. №511.
  • Ведение паспортов опасных отходов. Реализовано в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000г. №818 и Приказом МПР РФ от 02.12.2002г. №785"

Используя электронные архивы, в том числе принятые расчеты платы, можно документированнно проверить выполнение данными Росприроднадзорами требований нормативно-правовых документов.

РЕКОМЕНДУЕМ ПРИРОДООХРАННОЙ ПРОКУРАТУРЕ
ПРОВЕРИТЬ ДАННЫЕ РОСПРИРОДНАДЗОРЫ, ИСПОЛЬЗУЯ АРХИВЫ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ ХРАНЯТСЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ, НА ПРЕДМЕТ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЯ:
  • Архив электронных копий документов, связанных с объектами НВОС (проекты нормативов ПДВ, карты-схемы, разрешения, лицензии и др.).
  • Расчет платы за НВОС с четырьмя уровнями детализации Расчета: по плательщику в целом, по каждому объекту, по нормам, лимитам и сверхлимитам и по каждому загрязняющему веществу и отходу.
  • Исходных данных по отходу.
  • Свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды.
  • Паспорта опасных отходов.

В связи компьютерной безграмотностью юридических лиц, субъектов малого и среднего предпринимательства ряд Росприроднадзоров, различные фирмы стали манипулировать, используя введенное нами в Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007г. №204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (с изменениями от 27 марта 2008г.) требование сдачи расчета платы в формате XML (Extensible Markup Language - расширенного языка разметки, являющегося подмножеством SGML (Standard Generalized Markup Language) стандарта ISO 8879) согласно образцу, расположенному на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу: http://www.gosnadzor.ru/slugba/comm_rasc.html.


При этом различные фирмы, управления Росприроднадзора по субъектам РФ манипулируя термином "в формате XML" стали предлагать юридическим лицам различные программы, программульки, Ехсеl –планшеты, в которых даже не научились применять коэффициент 0,3, превращая файл Ехсеl (формат xls) - в файл в XML формате - файл в XML формате обратно в файл в Ехсеl (формат xls).

Сначала Ехсеl (формат xls) превращают в файл в XML формате, якобы выполнив Приказ №204, затем этот же файл обратно преобразуется в Ехсеl (формат xls) (!) – Класс!!!. Все как у нас в России.

Это как в известном фильме "Волшебная лампа Алладина" - "сон - не сон - сон".


ЕЩЕ РАЗ ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ ОРГАНОВ РОСПРИРОДНАДЗОРА, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:


  • Во-первых, Ехсеl – это офисные программы, это не базы данных.
  • Во-вторых, Ехсеl можно применить только тогда, когда юридическое лицо, субъект малого и среднего предпринимательства сосчитал плату столбиком, вручную, на калькуляторе, вручную занес рассчитанные "на бумаге" данные в определенные поля, используя при занесении различные справочники.
  • В-третьих, Ехсеl (формат xls) можно ЗАГРУЗИТЬ В ЛЮБЫЕ ПРОГРАММЫ напрямую, без всяких манипуляций "сон - не сон - сон" - "в формате XML", Ехсеl - в XML - XML в Ехсеl
  • В-четвертых, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в Ехсеl в соотверствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007г. №204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (с изменениями от 27 марта 2008г.), Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992г. №632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Приказом МПР от 20 мая 2010г. №173, Приказом МПР от 25 февраля 2010г. №50, Приказом №30, Приказом МПР от 31 октября 2008г. №288 не реализуем - это простая манипуляция безграмотностью юридических лиц, сотрудников Ростехнадзора, Росприроднадзора, что несет под собой коррупционную составляющую.
  • Росприроднадзор не разрабатывает и не поддерживает программные продукты для подготовки отчетов по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду.
  • За алгоритм расчета, заложенный в расчет платы, несет ответственность юридическое лицо, предоставившее расчет платы.
  • Рекомендуем юридическим лицам, субъектам малого и среднего предпринимательства не брать на себя проблемы Росприроднадзора – выполняйте требования нормативно-правовых документов и к вам не будет претензий.

НИ ОДНА ИЗ ПРОГРАММ, ПРОГРАММУЛЕК, ЕХСЕL–ПЛАНШЕТОВ, ВЫЛОЖЕННЫХ НА САЙТЫ РЯДА УПРАВЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО СУБЪЕКТАМ РФ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБОРА ПЛАТЕЖЕЙ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ КАК ПРИКАЗУ РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 5 АПРЕЛЯ 2007Г. №204 (В РЕДАКЦИИ №182), ТАК И УТВЕРЖДЕННОМУ XML ФОРМАТУ http://www.gosnadzor.ru/slugba/comm_rasc.html.


Рекомендуем сотрудникам Росприроднадзоров, юридическим лицам, прежде чем хотя бы производить расчет платы, принимать расчет платы за НВОС, применять электронную цифровую подпись, сдавать или требовать сдачу расчета с применением электронной цифровой подписи, принимать расчет в электронном виде, "проверять" расчет, элементарно научиться хотя бы читать нормативно-правовые документы и научиться правильно их применять (Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003г. №344, Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 мая 2008г. №04-09/699).


В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007г. №204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (с изменениями от 27 марта 2008г., Приказ №182):

  • "2. Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре
  • 9. Расчет заполняется шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Возможна распечатка Расчета на принтере.
  • 11. До утверждения иного порядка расчеты также представляются в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи в формате XML (Extensible Markup Language - расширенного языка разметки, являющегося подмножеством SGML (Standard Generalized Markup Language) стандарта ISO 8879) согласно образцу, расположенному на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу: http://www.gosnadzor.ru/.
  • Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 000 рублей, представления расчета платы в электронном виде не требуется.
  • 17. Расчет, предоставляемый плательщиком в бумажном виде, должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Расчет имеет сквозную нумерацию страниц начиная с титульного листа, который считается страницей 1.
  • 18. Каждая страница Расчета, представляемого плательщиком, после слов "достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю" должна быть подписана (с указанием фамилии, имени и отчества) одним из тех лиц, которые подтверждают достоверность сведений в данном Расчете, с указанием даты подписания."

"СОГЛАСОВАНИЯ" расчета платы за НВОС Росприроднадзором, тем более "ПРОВЕРКИ" расчета какими-либо структурами при сдаче расчета платы, с целью исключения коррупции, в нормативно-правовых документах НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО. Расчет платы предоставляется УВЕДОМИТЕЛЬНО.

В соответствии с Приказом №204 (в редакции №182) в расчете платы за НВОС Утверждающая подпись (печать) стоит только - подпись Руководителя предприятия, Главного бухгалтера предприятия. Росприроднадзор ставит только отметку, каким способом предоставлен расчет: "уполномоченным представителем", "по почте".


Расчет платы в XML формате был введен КАК СПРАВОЧНЫЙ и не более того, и поэтому он не был опубликован, а приведен только на сайте Ростехнадзора http://www.gosnadzor.ru/slugba/comm_rasc.html.


В соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, чтобы описание формата получило статус нормативно-правового документа, он должен быть опубликован и согласован с Минюстом, как это делает МНС.


Описание данной выгрузки (rus. версия 4.2.8.000), введенное нами, соответствовало расчету, проведенному в соответствии с ФОРМАМИ РАСЧЕТА ПО ПРИКАЗУ №204.


ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ,

  • что в связи с изменениями, внесенными приказом №182 в приказ №204, структура выгрузки XML файла (rus. версия 4.2.8.000) была ИЗМЕНЕНА – изменение №1, структура выгрузки XML файла, с изменениями, на сегодняшний день соответствует выгрузкам расчета платы из ПК "Русь".
  • ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ПРИКАЗА №204 ПРИКАЗОМ №182, ССЫЛКУ (RUS. ВЕРСИЯ 4.2.8.000) РОСТЕХНАДЗОР ПРОСТО ПЕРЕПИСАЛ без изменения №1 структуры выгрузки XML файла.

Если Росприроднадзор требует сдачу расчета платы в другом описании XML файла, что является нарушением нормативно-правовых документов, мы рекомендуем получить официально с "синей" печатью официальное письмо Росприроднадзора, что выгрузка, в которой он требует расчет, соответствует ПРИКАЗУ РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 5 АПРЕЛЯ 2007Г. №204 (В РЕДАКЦИИ №182), УТВЕРЖДЕННОМУ XML ФОРМАТУ http://www.gosnadzor.ru/slugba/comm_rasc.html, нормативно-правовым документам, в т.ч. Постановлениям Правительства №632, №344.


ПРОГНОЗИРУЯ ПОДОБНОЕ РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ, что при нашей "культуре" в области охраны окружающей среды, начнутся "спекуляции" вокруг предоставления расчета платы в XML формате (rus. версия 4.2.8.000 с изменением №1) - в Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007г. №204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" было заложено ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ для документированной проверки расчета платы на бумажном носителе.


Предоставление расчета платы в формате XML (rus. версия 4.2.8.000 с изменением №1) было введено нами в качестве справочного требования и не более - ПРОСТО ДЛЯ УДОБСТВА В РАБОТЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И НЕ БОЛЕЕ – поэтому в приказе отсутствует требование применения электронной цифровой подписи при сдаче в электронном виде.


Документированная проверка расчета платы за НВОС при Государственном контроле, проводится только по бумажному носителю с живыми печатями и подписями.

Расчет платы сдается УВЕДОМИТЕЛЬНО - Росприроднадзор ставит только отметку, каким способом предоставлен расчет: "уполномоченным представителем", "по почте".

Требование Росприроднадзора сдачи расчета платы за НВОС в различных XML файлах не носит нормативно-правового статуса - В СВЯЗИ С ОТСУТСТВИЕМ ЕГО ОПУБЛИКОВАНИЯ.


В связи компьютерной безграмотностью юридических лиц, субъектов малого и среднего предпринимательства ряд Росприроднадзоров, различные фирмы стали манипулировать, используя введенное НПП "Авиаинструмент" в Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007г. №204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (с изменениями от 27 марта 2008г.) требование сдачи расчета платы в формате XML (Extensible Markup Language - расширенного языка разметки, являющегося подмножеством SGML (Standard Generalized Markup Language) стандарта ISO 8879) согласно образцу (rus. версия 4.2.8.000), расположенному на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу: http://www.gosnadzor.ru/slugba/comm_rasc.html, которая в настоящее время не соответствует изменениям нормативно-правовых документов.


ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ – ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА.


Прогнозировалось, что, введя требования сдачи выгрузки расчета платы в XML формате (rus. версия 4.2.8.000 - Приказ №204) по аналогии с МНС – отработать методологию приема-передачи информации расчета платы в электронном виде, содержащий внутренний алгоритм контроля правильности расчета – отработать пилотный вариант использования существующих на тот момент времени информационных систем, без больших капитальных затрат на создание новых.


Однако, получилось как всегда. Произошла реорганизация, ушли люди, занимавшиеся администрированием платы, ушли те, кто готовил приказы №867, 545, пришли "новые люди", и началась спекуляция использования XML формата.

РЕКОМЕНДУЕМ РОСПРИРОДНАДЗОРУ:

1. В связи со спекуляциями при применении сдачи расчета платы как справочного требования и изменениями Приказа №204, введенные Приказом №182, отменить сдачу расчета платы в XML формате (rus. версия 4.2.8.000) (без изменения №1), как несоответствующую Приказу №182.

2. Официально согласовать описание таблиц расчета платы в XML формате (подчеркиваем таблиц расчета) и опубликовать (по аналогии с МНС), с целью приобретения статуса нормативно-правового документа (для исключения спекуляции).


МЫ ПОВТОРНО ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЧТО:


  • Вы несете ответственность за знание, применение нормативно-правовых документов и никто более.
  • Вся плата за негативное воздействие на окружающую среду, рассчитанная с применением различных программ, программмулек, произведенная с нарушением Постановления Правительства РФ от 12 июня 2003г. №344, может быть отменена и произведен перерасчет платы за НВОС с применением повышающих коэффициентов за предшествующие годы.
  • Хотите применять программы, программульки, считать в "онлайне", в Ехсеl – применяйте, ответственность несете вы: юридическое лицо, субъект малого и среднего предпринимательства.
  • Не усложняйте себе жизнь – не знаете нормативно-правовых документов: считайте вручную, столбиком, на калькуляторе, расчет платы за НВОС элементарно прост, сложность состоит в другом – в получении разрешений, лимитов на образование и размещение отходов и в их выполнении, в ведении производственного контроля.
  • Советуем не брать на себя проблемы Росприроднадзора – просто выполняйте требования нормативно-правовых документов
  • Проверки расчета платы в Приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007г. №204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (с изменениями от 27 марта 2008г.), Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003г. №344 кем либо, ЦЛАТИ, Росприроднадзором, НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО – РАСЧЕТ ПЛАТЫ СДАЕТСЯ УВЕДОМИТЕЛЬНО.


В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Алгоритм и последовательность расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992г. №632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (с изменениями от 27 декабря 1994г., 14 июня 2001г.):

"2. Устанавливается два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы, природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

3. Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

4. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

5. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

6. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.

7. Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

8. Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям народного хозяйства с учетом их экономических особенностей.

Если указанные платежи, определенные расчетно в соответствии с настоящим Порядком, равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия, учреждения, организации."


На сайтах ряда Управлений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по субъектам РФ для обеспечения сбора платежей за негативное воздействие на окружающую среду выложены, несоответствующие нормативно-правовым документам по расчету платы за НВОС, в нарушение нормативно-правовых документов, программные продукты различных разработчиков и указания по сдаче расчетов платы за НВОС в Росприроднадзор, выполненных только в данных программах:


Данные программные продукты не соответствуют алгоритму расчета платы утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992г. №632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (с изменениями от 27 декабря 1994г., 14 июня 2001г.), занижают расчет в среднем на 50 %, не обеспечивают выполнение расчетов по Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007г. №204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (с изменениями от 27 марта 2008г.), на основании разрешений выданных в соответствии с Приказом МПР от 20 мая 2010г. №173, Приказом МПР от 25 февраля 2010г. №50, Приказом №30, Приказом МПР от 31 октября 2008г. №288


Мы постоянно обращаем внимание юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, субъектов малого и среднего предпринимательства, что "Согласования" расчета платы за НВОС Росприроднадзором или "проверки" расчета какими либо структурами, с целью исключения коррупции, в нормативно-правовых документах не предусмотрено. Расчет платы предоставляется УВЕДОМИТЕЛЬНО. В соответствии с Приказом №204 (в редакции №182) в расчете платы за НВОС Утверждающая подпись (печать) стоит только - подпись Руководителя предприятия, Главного бухгалтера предприятия. Росприроднадзор ставит только отметку, каким способом предоставлен расчет: "уполномоченным представителем", "по почте".

Если Росприроднадзор "посоветовал" Вам сдавать расчет в программах, выложенных на своем сайте – риск получения "результатов" Вы берете полностью на себя. Незнание документов не освобождает от ответственности. С Росприроднадзора Вы не высудите ни одного рубля, ни цента – "согласующих", "утверждающих" ПОДПИСЕЙ РОСПРИРОДНАДЗОРА в расчетах НЕТ - СОВЕТОВАТЬ НИЧЕГО НЕ СТОИТ.

Проверка Вашего расчета Прокуратурой будет производится на соответствие документов НПД, а не программ, программулек, которые выложены на сайты Росприроднадзоров, а кто Вам их посоветовал Росприроднадзор, не Росприроднадзор, это проблема не Росприроднадзора – расчет должен документировано проверяем на соответствие нормативно-правовых документов. Хотите попробовать посудится с Росприроднадзором – попробуйте. Согласующих подписей на Вашем расчете платы за НВОС их нет.

Для подстраховки, если уж если Вы воспользовались программами, выложенными на сайты Росприроднадзоров, мы рекомендуем хотя бы получить официально с "синей" печатью официальное письмо Росприроднадзора, что программа соответствует ПРИКАЗУ РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 5 АПРЕЛЯ 2007Г. №204 (В РЕДАКЦИИ №182), ТАК И УТВЕРЖДЕННОМУ XML ФОРМАТУ http://www.gosnadzor.ru/slugba/comm_rasc.html, нормативно-правовым документам, в т.ч. Постановлениям Правительства №632, №344. В противном случае…….Нет согласования расчета платы за НВОС Росприроднадзором….

Единственно, где Росприроднадзоры будут привлечены к ответственности - за нарушение части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" в части осуществления действий, выразившихся в распространении информации о необходимости использования природопользователями при подготовке и предоставлении отчетности "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" специальных электронных программ.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЕ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАЖДАНСКИМ КОДЕКСОМ РФ ОТ 26.01.1996Г. №14-ФЗ (СТ.1065) НЕСЕТ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, СУБЪЕКТ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

НИ ОДНА СТОРОННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ОКАЗЫВАЮЩАЯ "УСЛУГИ" ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ, РАСЧЕТУ ПЛАТЫ, СОСТАВЛЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ ОТЧЕТОВ, ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМ 2-ТП, ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ НЕСЕТ.


ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЧТО ВСЕ КТО ЕЖЕКВАРТАЛЬНО ОКАЗЫВАЕТ "УСЛУГИ" ПО РАСЧЕТУ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ФОРМИРОВАНИЕ УПРОЩЕННОГО ПРОЕКТА (ПНООЛР) (ПРИКАЗ №703) И ПОЛЬЗУЯСЬ ПРАВОВОЙ БЕЗГРАМОТНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НЕ ДОВОДИТ ДО ОФОРМЛЕНИЯ В ВВИДЕ УПРОЩЕННОГО ПРОЕКТА ПНООЛР.


Идет 2011 год - все в компьютерах, сетях, мобильных телефонах, в электронных подписях, в электронной передаче данных, затрачены сотни миллионов (если не миллиардов) рублей на разработку различных томов ПДВ, ПНООЛР, НДС, планов ПЛАС, ЛАРН, деклараций промышленной, пожарной безопасности, экологических паспортов, программ экомониторинга, сотни миллионов рублей на создание различных информационных систем, системулек как на уровне Федеральных органов управления, субъектов РФ, так и на уровне корпоративных систем различных компаний - а баз то данных нет, одна бумага.

Кто-то декларирует, что созданы информационные системы, которые ведут "электронные архивы" томов ПДВ, ПНООЛР, НДС, планов ПЛАС, ЛАРН, деклараций промышленной, пожарной безопасности, экологических паспортов, программ экомониторинга, т.е. использует компьютеры в качестве хранилища бумаги и не больше. Декларируется сбор 2 ТП(отходы) от юридических лиц в Ехсеl (формат xls) с последующим преобразованием в dbf формат!

Каждый новый федеральный орган пытается создавать заново свою "информационную" систему, новые документы. Тратятся государственные деньги на создание различных документов, информационных систем, за качество которых никто не несет никакой юридической ответственности. В реализацию некачественных документов вовлекаются тысячи предприятий, например, приказы №30, 49, 50, участвуют тысячи людей, а в конечном счете все уходит в "бумагу".

О создании каких информационных системах идет речь, если отсутствует:

  • единая классификационная основа в области природопользования, ООС,
  • единая система классификации информационных показателей в области ООС,
  • единые требования к оформлению классификаторов,
  • единый реестр классификаторов?

О каких информационных системах идет речь, если каждый новый нормативно-правовой документ по системе классификации информационных показателей противоречит другому, например, приказ №49, противоречит приказу №703!

Словно все делается специально, чтобы в области нормативной базы по ООС все было запутано. Очевидно, для того, чтобы проводить семинары, обучать, аттестовывать на "знание" нормативно-правовых документов, проводить различные семинары по обучению ООС, конференции, семинары на пароходах, в домах отдыха, с выездом за границу, создавать "институты".

Опыт общения на различных семинарах показывает, что при изложении только небольшой части аналитических материалов, которые приведены на нашем сайте, через 20 минут слушатель перестает воспринимать информацию, а тем более, если он недостаточно знает нормативные документы, вообще не воспринимает. Поэтому мы приняли решение приводить аналитические материалы на нашем сайте на странице "ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СУБЪЕКТОВ РФ, УПРАВЛЕНИЙ РОСПРИРОДНАДЗОРА" для того, чтобы пользователь имел возможность с "карандашом" в руках спокойно, не выезжая никуда, мог во всем разобраться, все проверить.

Еще в 1993 году (!) Госкомэкология РФ предложила создать для всех уровней управления в области охраны окружающей среды всего два уровня (вида) документов для ведения баз данных, подчеркиваем, баз данных, а не бумаги, с различной глубиной заполнения и детализации в зависимости от специфики работы юридического лица, индивидуального предпринимателя – создание принципа "Одно окно", с целью ликвидации "посредников", фирм, фирмочек, которые "помогают" юридическому лицу, малому и среднему предпринимательству, "разрабатывают" различные "документы" в области охраны окружающей среды для бумаги, ликвидации "информационных систем", которые "декларируют" принцип "Одно окно" используя в качестве "организации" ведения "баз данных" "электронный" документооборот (бумаги) с применением электронных подписей через "удостоверяющие центры".

Причем идея "организации" "электронного" документооборота (бумаги) с применением электронных подписей, через "удостоверяющие центры", посещает каждый раз вновь и вновь после реорганизации новые Федеральные органы управления в области охраны окружающей среды, объявляются тендеры, конкурсы на создание "информационных систем", в которых участвуют одни и те же фирмы в различных вариациях, которые участвовали в предшествующих тендерах, а на выходе - "электронный" документооборот, "бумага", программульки, которые, якобы, решают (за счет юридического лица) все проблемы юридического лица, индивидуального предпринимателя, причем, обязательно, через "удостоверяющие центры".

Мы не удивимся, что данная "идея" "электронного документооборота" через удостоверяющие центры не посетит и сегодняшний Ростприроднадзор.

Госкомэкология РФ для всех уровней управления в области охраны окружающей среды вводила для исключения коррупции, прозрачности информации два уровня (вида) документов для ведения баз данных с различной глубиной заполнения и детализации в зависимости от специфики работы юридического лица, индивидуального предпринимателя, построение единой вертикально-интегрированной информационной системы на единой классификационной основе:

  • ГОСТ "Экологический паспорт природопользователя"
  • ГОСТ "Экологический паспорт территории"
  • ГОСТ "Требования к оформлению классификаторов информации в области природопользования и охраны окружающей среды"
  • Разработка единой вертикально-интегрированной информационной системы в области экологической безопасности, природопользования, охраны окружающей среды.

Данные работы нами были выполнены в период 1993 – 2004 годы по Государственным контрактам Госкомэкологии РФ, МПР РФ.

Были разработан ГОСТ Р 17.0.0.06—2000 "Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы", проект ГОСТ Р "Экологический паспорт территории", проект ГОСТ Р "Требования к оформлению классификаторов экологической информации", была разработана и передана МПР России вертикально-интегрированная информационная система ГИАС "Экобезопасность" (версия 1.0), а именно:

  • ГОСТ Р "Экологический паспорт природопользователя" - Госзаказ №41-93ЭБР от 05.01.93г, №МП 55-96 от 02.07.96г., №СЗ-98 от 25.02.98г, №2.0.409-1.004.99, №С5-99 от 14.04.99, №08-НИОКР от 01.06.2001г. - разработан и утвержден ГОСТ Р 17.0.0.06—2000 "Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы"

  • Проект ГОСТ Р "Экологический паспорт территории" - №07-НИОКР от 01.06.2001г., №ИГ-02-56/471 от 28.10.2002г. по базовому проекту ОС-29, №1/41-АИ-2002 от 28.10.2002г., №ВС-03-28/868 от 17.12.2004, №ВС-03-28/856 от 17.12.2004г. – разработан Проект ГОСТ Р "Экологический паспорт территории"

  • Проект ГОСТ Р "Требования к оформлению классификаторов экологической информации" - №С 11-00 от 21.04.2000г., №07-НИОКР от 01.06.2001г., №ИГ-02-56/471 от 28.10.2002г. по базовому проекту ОС-29, №ВС-03-28/868 от 17.12.2004, №ВС-03-28/856 от 17.12.2004г., №АГ-03-13/158 от 05.09.2005г. по базовому проекту 2М8-05 – разработан Проект ГОСТ "Требования к оформлению классификаторов экологической информации"

  • Проведен "Анализ ведомственных нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов в сфере природопользования и подготовка предложений по их совершенствованию", "Создание системы информационно-аналитического, нормативно-методического обеспечения взаимодействия МПР России и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования", "Провести исследования по стратегии развития информационного обеспечения системы МПР России" - №ВС-03-28/868 от 17.12.2004г. по базовому проекту ОН-42№, ВС-03-28/856 от 17.12.2004г. по базовому проекту ОН-46, №АГ-03-13/158 от 05.09.2005г. по базовому проекту 2М8-05 - Проект ГОСТ "Требования к оформлению классификаторов экологической информации", "Реестр классификаторов", "Требования к ведению реестра классификаторов", "Требования к оформлению и включению классификаторов в реестр" , Проект ГОСТ Р "Экологический паспорт территории"

  • Разработана и передана МПР России Вертикально-интегрированная информационная система ГИАС "Экобезопасность" (версия 1.0 - Договор с МПР России №ВС-03-28/856 от 17.12.2004г. по базовому проекту ОН-46 "Создание системы информационно-аналитического, нормативно-методического обеспечения взаимодействия МПР России и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования".

К сожалению, в связи с последующей постоянной реорганизацией Федеральных органов управления в области ООС и передачей полномочий из одного ведомства в другое, интерес Федеральных органов управления в создании принципа "одного окна" для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с целью ликвидации бумажного документооборота исчез, появился принцип извлечения прибыли, в основном через ЦЛАТИ.

На основании системно проведенных совместно с РФИ МПР России комплексных работ по договорам с МПР России №ВС-03-28/868 от 17.12.2004г. по базовому проекту ОН-42 "Анализ ведомственных нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов в сфере природопользования и подготовка предложений по их совершенствованию", №ВС-03-28/856 от 17.12.2004г. по базовому проекту ОН-46 "Создание системы информационно-аналитического, нормативно-методического обеспечения взаимодействия МПР России и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования", №АГ-03-13/158 от 05.09.2005г. по базовому проекту 2М8-05 "Провести исследования по стратегии развития информационного обеспечения системы МПР России" мы это утверждали и утверждаем сейчас, что информационные системы на уровне Федеральных органов управления, субъектов РФ, так и на уровне корпоративных систем различных компаний отсутствуют или функционируют – для создания одной бумаги, ведения архивов электронных копий различных документов.

С 2005 года мы прекратили участие в тендерах, госзаказах МПР России, Ростехнадзора, Росприроднадзора в связи с пустой тратой времени:

  • во-первых, в связи с отсутствием интереса у Федеральных органов управления в наведении порядка в нормативно-правовых документах, в наведении порядка в использовании информационных систем,
  • в связи с отсутствием интереса на введение единой классификационной основы при создании и разработке информационных систем, единых требований к созданию, разработке классификаторов в области экологической безопасности, единого реестра классификаторов, единой системы классификации информационных показателей в области природопользования, ООС с целью возможности межмашинного обмена информацией созданных информационных систем, используя единую классификационную основу информационных показателей,
  • во-вторых, что вертикально-интегрированная информационная система в области экологической безопасности нами была разработана - ГИАС "Экобезопасность" (версия 1.0), построенная на единой классификационной основе и передана МПР Росиии - Госконтракты №ВС-03-28/868 от 17.12.2004г. по базовому проекту ОН-42 №ВС-03-28/856 от 17.12.2004г. по базовому проекту ОН-46 №АГ-03-13/158 от 05.09.2005г. по базовому проекту 2М8-05,
  • в-третьих, (мы этого и не скрываем) за счет участия в выполнении Госзаказов, договоров: договор №ВС-03-28/868 от 17.12.2004г. по базовому проекту ОН-42 "Анализ ведомственных нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов в сфере природопользования и подготовка предложений по их совершенствованию"; договор с МПР России №ВС-03-28/856 от 17.12.2004г. по базовому проекту ОН-46 "Создание системы информационно-аналитического, нормативно-методического обеспечения взаимодействия МПР России и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования", договор №АГ-03-13/158 от 05.09.2005г. по базовому проекту 2М8-05 "Провести исследования по стратегии развития информационного обеспечения системы МПР России" нами вместе с РФИ МПР России был проведен анализ всех информационных потоков информации, которую предоставляет юридическое лицо органам управления различных уровней управления в области природопользования, ООС (218 потоков информации !!!!) - тома ПДВ, ПНООЛР, НДС, планов ПЛАС, ЛАРН, деклараций промышленной, пожарной безопасности, экологических паспортов, программ экомониторинга, 2 ТП (воздух), 2ТП (отходы), 2ТП (водхоз), 5-ГР, 6-ГР, 1-ЛС, 2-ЛС, 70-ТП, 71-ТП и др., выработана единая методология построения вертикально-интегрированных систем, построенных на единой классификационной основе, едином реестре классификаторов, нами разработана вертикально-интегрированная многоуровневая информационная система ПК "Русь", ПК ГИАС "Экобезопасность", содержащая единую базу данных, построенная по блочному признаку. Каждый блок может функионировать как отдельно, так и совместно с другими блоками, независимо от времени сборки – базы данных заносятся один раз

Все кто создает программы, программмульки, вертикально-интегрированные информационные системы (мы надеемся), понимают, что информационные системы, построенные на единой классификационной основе, вне политики, вне изменения нормативно-правовых документов, информационные системы, построенные на внутренних классификаторах, справочниках (если они построены не от единиц оборудования, технологических операций, технологических процессов, производств) потребуют для последующей стыковки, приведения к единой классификационной основе очень больших затрат или создания новой информационной системы.Эти информационные системы "однодневки", существуют до тех пор, пока их искусственно поддерживает административный ресурс. Уходят руководители, преобразуются органы управления, вместе с ними исчезают и "информационные" системы с "электронным" документооборотом, баз то данных как не было так и нет, например, как это произощло при передаче полномочий от Ростехнадзора в Росприроднадзор.

В тоже время те Ростехнадзоры, которые работали и вели базу данных в ГИАС "Экобезопасность", единственно, что сделали - это сменили реквизитную часть органов управления Ростехнадзора на Росприроднадзор и все.

В информационных системах, построенных на единой классификационной основе элементарно просто провести любую перекодировку, сформировать любую новую выходную форму при изменении нормативно-правовых документов, один раз заведя базы данных и обеспечивая в дальнейшем их актулизацию резко сократить расходы на всех уровнях управления в области выполнения требований по предоставлению информации, в области ведения производственного контроля.

Поэтому в настоящее время, созданная нами вертикально-интегрированная информационная система:

  • ПК "Русь" (для юридических лиц, вертикально-интегрированных компаний, малого и среднего предпринимательства),
  • ПК ГИАС "Экобезопасность" (для органов управления),

вне политики, единственно, что приходится нам постоянно делать – это введение новой перекодировки в классификаторы при выходе новых нормативно-правовых документов.

Если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель один раз, с момента своего образования, размещения зданий, сооружений, производств, трубопроводов, продуктопроводов на земельном участке с кадастровым номером (промплощадке), размещения оборудования занесло их в базу данных, подчеркиваем – в базу данных, а не в бумагу, то у него до реконструкции, изменения специфики производства, меняется только материальный баланс в зависимости от объемов производства.

ПК "Русь" ориентирована на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, чтобы оно без привлечения сторонних организаций, самостоятельно, могло обеспечить выдачу любой информации органам управления в любой момент времени при изменении нормативно-правовых документов, обеспечении ведения производственного контроля, экологической, промышленной, пожарной безопасности, произвести расчет потенциального, индивидуального, социального риска, построить F/N, F/G диаграммы, занести любую картографическую информацию и произвести отображение информации на данной подложке, вести производственный, экологический мониторинг как на производственной территории, так и в зоне влияния опасного производственного объекта (например, ПК "Русь" установлена и функционирует в текущем режиме времени в информационно-аналитических центрах объектов уничтожения химического оружия (ОУХО) п. Марадыковский Кировская область, п. Леонидовка Пензенская область, п. Щучье Курганская область обеспечивая сбор, обработку, ведения производственного, экологического мониторинг как на производственной территории, так и в зоне влияния опасного производственного объекта с визуализацией текущей информации).

Систему ПК "Русь" мы сделали для юридического лица, вне политики, чтобы оно выдало информацию в любой момент времени, как рамах требований действующей НПД, так и в случае смены НПД, с быстрой перекодировкой информационных показателей, в любом виде: столбиком, в клеточку, да в чем угодно, а что будет делать с ней орган управления, если он не работает в ПК ГИАС "Экобезопасность" - это проблема органа управления, забивать вручную (как это делают с 2-ТП (водхоз), 5-ГР, 6-ГР, 70-ТП, 2 ТП (воздух), заполнения информации по выбросам для выдачи разрешения на выброс ЗВ по каждому источнику выброса и каждому ЗВ с поквартальным нормированием в соответствии с приказом МПР от 20 мая 2010 года №173 и др., складывать в стопочку, да что угодно – это проблема не юридического лица.

В настоящее время мы никого не агитируем за ПК "Русь", ПК ГИАС "Экобезопасность".

ПК "Русь", ПК ГИАС "Экобезопасность" это вертикально-интегрированная многоуровневая информационная система, содержащая единую базу данных, построенная по блочному признаку, каждый блок может функионировать как отдельно, так и совместно с другими блоками, независимо от времени сборки – базы данных заносятся один раз.

В настоящее время мы не проводим семинаров по работе в программах. Опыт работы в течение десятилетий показал, что пока юридическое лицо не начнет работать в программе и не поймет, что ему это надо, агитировать бесполезно, а тем более применять какие либо административные меры – юридическому лицу, органу управления должно быть выгодно.

Еще раз подчеркиваем, что ПК "Русь", ПК ГИАС "Экобезопасность" - это программные комплексы, построенные по блочному принципу. При этом из блоков можно провести сборку как для малого и среднего предпринимательства, так и для юридического лица, вертикально интегрированной компании.

Мы не продаем программы, мы их передаем бесплатно. Переход на такую систему работы с юридическими лицами показало время. Раньше мы, как и многие другие пытались продавать, защищать программы ключами физической защиты и т.д., жалко все-таки было отдавать программные комплексы, содержащие сотни программных модулей, без ограничения рабочих мест, без ключей физической защиты. Мы думаем, что объяснять не надо, что ключи взламываются, конфликтуют с серверами, ну а про "удобство" мы и не говорим. При этом, после продажи программы, как только юридическое лицо подписало акт приемки-сдачи, риск работы в программе юридическое лицо берет на себя, хороша программа или нет.

При этом, когда каждый новый Федеральный орган в области охраны окружающей среды подвергает ревизии нормативно-правовые документы и росчерком пера их изменяет, то "купленная" программа становится никому не нужна и необходимо покупать новую программу или по новой заносить данные. Поэтому в настоящее время большинство предприятий и создают бумагу, которую передавали в Ростехнадзор, а сейчас передают в Росприроднадзор, который с нее пытается что-то занести в свои "информационные системы", естественно, у предприятий возрастают риски.

Мы не продаем программы, мы их передаем бесплатно в рамках годового информационно-технологического сопровождения – риск работе в программе мы берем на себя.

В настоящее время мы никого не агитируем, мы просто показываем, что юридическое лицо один раз, с момента образования, реконструкции, занеся базу данных в ПК "Русь", корректируя ее в последующем, может проводить реорганизацию, выдать любую информацию органам управления в любой момент времени не зависимо от изменения НПД.

В рамках информационно-технологического сопровождения (ИТС) риск работы в программе мы берем на себя, мы сопровождаем юридических лиц, органы управления, помогаем, консультируем, работает горячая линия профессиональных технологов, которые отвечают на вопросы, при необходимости, если что-то не получается, производится выгрузка баз данных, производится проверка правильности расчетов, занесения данных, вне зависимости от места нахождения пользователя на территории РФ. Мы прекратили практику проведения семинаров, в последние годы к нам не ездят обучаться в программе, в каждом блоке содержится необходимая документация, подробная помощь, на нашем сайте размещены типовые "часто задаваемые вопросы", в рамках годового информационно-технологического сопровождения производятся обновления, добавления новых методик, расчетов. Программы, обновления выкладываются на FTP, с возможностью скачивания с любой точки территории РФ. ПК "Русь", ПК ГИАС "Экобезопасность" предоставляются без ключей физической защиты, без ограничения рабочих мест. Мы не боимся в настоящее время того, что предприятие, орган управления, получив программу передаст ее другому, так как мы сопровождаем конкретное юридическое лицо, конкретный орган управления и опыт работы показал, что доже если кто-то пытается разработать свою "информационную" систему, то мы за это время уже уходим далеко вперед, пробуйте, программы ПК "Русь" используются в настоящее время тысячами предприятий, в ПК ГИАС "Экобезопаность" в настоящее время работают Росприроднадзоры: Управление Росприроднадзора по Кировской области, Департамент федеральной службы в сфере природопользования по ПФО, Росприроднадзор по Кемеровской области, Росприроднадзор по Республике Карачаево-Черкессия, Росприроднадзор по Томской области, Росприроднадзор по Владимирской области, Росприроднадзор по Республике Коми; Ростехнадзоры: Южно-Сибирское управление Ростехнадзора, Прибайкальское управление Ростехнадзора; Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан; Комитет государственного контроля в сфере природопользования Администрация Волгоградской области.

Мы постоянно объясняем, что сама система охраны окружающей среды в случае ведения одной базы данных элементарно проста:

Для юридического лица:

  • 1 раз в 5 лет разработать проекты (Проект ПДВ, Проект НДС, ПНООЛР) (данный вид деятельности не лицензируется и предприятие самостоятельно может его сделать) и иметь, условно, на выходе ради чего оно это делает - три листа бумаги:
    • разрешение на выброс – на 5 лет
    • разрешение на сброс – на 5 лет
    • лимит на размещение отходов – на 5 лет, при ежегодном подтверждении неизменности производственного процесса (Технический отчет).
  • 4 раза в году в конце квартала, подсчитать фактические выбросы, сбросы, количество размещенных отходов и произвести расчет платы.
  • 1 раз в конце отчетного периода, подчеркиваем, отчетного периода (частным случаем является календарный год, если лимит, например, был выдан 31 января, а действие лимита начинается с 1 января) предоставить технический отчет о неизменности производственного процесса (Технический отчет).
  • 1 раз в год сдать формы статотчетности 2-ТП (Воздух), 2-ТП (Отходы), 2-ТП (Водхоз).
  • Вести производственный контроль, обеспечивать выполнение заложенных мероприятий в проектах.

Вот и вся, условно, экология.


Для малого и среднего предпринимательства:

  • 1 раз в 5 лет разработать проекты (Проект ПДВ (при необходимости), упрощенный ПНООЛР) (данный вид деятельности не лицензируется, и предприятие самостоятельно может его сделать) и иметь,
    • разрешение на выброс – на 5 лет
    • разрешение на сброс (при необходимости) – на 5 лет
    • лимит на размещение отходов – на 5 лет, при ежегодном подтверждении неизменности производственного процесса (Технический отчет).
  • 4 раза в году в конце квартала, подсчитать фактические выбросы, сбросы, количество размещенных отходов и произвести расчет платы.
  • 1 раз в конце отчетного периода, подчеркиваем, отчетного периода (частным случаем является календарный год, если лимит, например, был выдан 31 января, а действие лимита начинается 1 января) предоставить технический отчет о неизменности производственного процесса (Технический отчет).
  • 1 раз в год сдать формы статотчетности 2-ТП (Воздух), 2-ТП (Отходы), 2-ТП (Водхоз).
  • Вести производственный контроль, обеспечивать выполнение заложенных мероприятий в проектах (при необходимости).

Т.е., малый и средний бизнес должен в большей своей части:


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЕ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАЖДАНСКИМ КОДЕКСОМ РФ ОТ 26.01.1996Г. №14-ФЗ (СТ.1065) НЕСЕТ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, СУБЪЕКТ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

НИ ОДНА СТОРОННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ОКАЗЫВАЮЩАЯ "УСЛУГИ" ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ, РАСЧЕТУ ПЛАТЫ, СОСТАВЛЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ ОТЧЕТОВ, ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМ 2-ТП, ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ НЕСЕТ.


ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ЧТО ВСЕ КТО ЕЖЕКВАРТАЛЬНО ОКАЗЫВАЕТ "УСЛУГИ" ПО РАСЧЕТУ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ФОРМИРОВАНИЕ УПРОЩЕННОГО ПРОЕКТА (ПНООЛР) (ПРИКАЗ №703) И ПОЛЬЗУЯСЬ ПРАВОВОЙ БЕЗГРАМОТНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НЕ ДОВОДИТ ДО ОФОРМЛЕНИЯ В ВВИДЕ УПРОЩЕННОГО ПРОЕКТА ПНООЛР.